Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Топ-200 сельских общеобразовательных организацийМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Лицей №1 Брянского района" Брянской области

Выразитель горячего пыла и грустной мечтательности (к 180-летию П.И.Чайковского)

 

Выразитель горячего пыла и грустной мечтательности (к 180-летию П.И.Чайковского)

Феномен великого русского композитора П.И.Чайковского общеизвестен и установлен давно. Еще в начале 20 века Б.Асафьев первым отметил эмоциональный тонус, напряженный лиризм, проникающий везде. Это самый патетический мастер в своей творческой направленности.

Чайковский явился завершителем искусства 19 века, тех его линий, которые затейливо переплетаясь, исходили от традиции русского музыкального реализма и западноевропейского романтизма. Чайковский кроме величайших достижений во всех сферах композиторского творчества вошел в историю как главный реформатор симфонической музыки, автор изумительных по красоте и выразительности оркестровых партитур.

С одной такой партитурой мы познакомились в рамках урока музыки в 6 классе: программной увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта».

Это произведение в 1869 году посоветовал Чайковскому написать М.А.Балакирев. Композитор охотно взялся за сочинение, так как эта трагедия была его одним из самых любимых произведений Шекспира. В этом произведении композитор передал идею трагедии Шекспира в обобщенном плане. Сам он писал: «… я как будто предназначен для положения этой драмы на музыку. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…»

Учащиеся познакомились с образами увертюры-фантазии и трагедии Шекспира. Увертюра открывается хоральным звучанием, холодными  тембрами низких кларнетов и фаготов – это введение в мир, где живут герои. Мир внешне спокойный, но суровый, со строгими законами, которые нельзя нарушать, и который враждебен влюбленным.

Постепенное ускорение темпа приводит к одной из главных тем – теме вражды. В прологе трагедии Шекспира звучат такие строки:

Две равноуважаемые семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междуусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

И далее мы анализируем: быстрое движение у струнных инструментов, внезапные синкопы – это удары шпаг. Подчеркнуто громкое звучание металлических тарелок и резкие аккорды – это схватка.

Постепенно стихает схватка и на фоне звучания валторн возникает  лирическая тема, широкая, томительно прекрасная.  Ребята отмечают ее мягкий и ласковый характер. Этот лирический эпизод рисует нам всепоглащающую любовь двух героев, картину упоительного счастья. Но резко выражается жестокая действительность, и в разработке (учащимся знаком этот термин сонатной формы) звучат все три темы. Тема хорала в кульминации становится грозной, тема любви сокращается и в ней появляются черты беспокойства, тревоги. Развязка  наступает в коде, она в своем мерном ритме вызвала образ траурного шествия с искаженной темой любви. В конце тема, сопровождаемая нежными арпеджио арф, тает. Судорожные аккорды tutti словно заколачивают  крышки гробов влюбленных. Эта идея фатума, судьбы, как некоей грозовой силы, противостоящей естественному человеческому стремлению к радости и счастью лежит в основе увертюры П.И.Чайковского.

Это значительное музыкальное произведение Чайковского, вдохновленное шекспировской трагедией очень понравилось шестиклассникам. Печальная история юных возлюбленных получила прочтение средствами музыки; ребята изучили на уроке следующие музыкальные термины: «увертюра», «лирические образы», «сонатная форма». Отвечали на вопросы какие музыкальные инструменты  в оркестре исполняют главные темы, почему композитор выбирает прием волнообразного развития той или иной темы, какими контрастными средствами она создана, как изменяется ее характер при повторении, и другие. И даже пели начальные интонации главных тем и определяли их в нотной записи! А еще детскому воображению помогли репродукции картин С.Бродского, Э.Делакруа,  Л.Бристольфи, С.Красаускаса.

 В завершении урока  пришли к выводу о том, что любовь является вечной темой музыкального искусства  прошлого и настоящего. Хотя герои погибают, музыка увертюры заканчивается несколько светлыми аккордами. Так композитор выражает свое отношение к главной идее трагедии Шекспира – любовь побеждает все невзгоды, любовь будет жить вечно, пока жив на земле человек!

Имя великого русского композитора П.И.Чайковского близко и дорого каждому человеку. Оно звучит для нас как символ величия и гуманистической силы искусства. В его гениальной личности счастливо сочетаются природное  дарование с неугомонной творческой энергией, заставляющей его вновь и вновь  обращаться к людям, говорить с ними языком своей музыки.

К концу 19 века авторитет композитора в России и за ее пределами очень вырос, его авторская слава перешагнула границы многих стран. В последний год его жизни звучали такие слова: «Он счастливый выразитель горячего пыла и грустной мечтательности славянской натуры! Как широко охватывает он душу содержанием своих мелодий, как бесконечно разнообразен он в своих музыкальных формах. Мы восхищаемся талантом таких людей – свободным, чутким и прекрасным, как сама природа!

Тимошина Т.И.,

учитель музыки

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"