Ничто на земле не проходит бесследно
В МБОУ «Лицей №1 Брянского района» 3 ноября 2017 года, в преддверии празднования Дня народного единства, состоялся районный семинар руководителей общеобразовательных учреждений Брянского района.
Оказавшись в фойе лицея, все гости были впечатлены выставкой - инсталляцией, посвященной 100-летию Октябрьской революции 1917 года, открытой 25 октября, в день Петроградского вооруженного восстания, ставшего началом коренного переворота в царской России. Атмосфера той эпохи была дополнена звучанием революционных песен, создавших особое праздничное настроение всем присутствующим. Старшее поколение вспомнило необыкновенный пафос советских праздников: все пространство холла полыхало кумачом, на котором обозначен лозунг большевиков накануне эпохальных событий: «Мир - народам! Земля - крестьянам! Фабрики и заводы – рабочим!». По обе стороны от входа на выставку расположились фигуры буржуя и революционного матроса, как символы старого и нового мира. В центре, как и полагалось в советские времена, на постаменте, задрапированном красным бархатом бюст вождя революции В.И. Ленина и символы советской власти: знамена (одно, из которых с ликом вождя, было вручено нашему коллективу за достижения в работе в 1989), серп и молот, звезда. На добытой с трудом старинной этажерке книги К. Маркса «Капитал», произведения В.И. Ленина, материалы еще довоенных съездов большевистской партии. Здесь же разместились керосиновые лампы, старая чернильница, буденовки и бескозырка. Артефактов того периода у нас практически нет, но родители и учителя предоставили на выставку следующие исторические экспонаты начала XX: самовар , чугунок, таз, стиральную доску, телефон такие же, которые были в обиходе у жителей России того времени. Два стенда с цветными советскими плакатами под названием «Есть у революции начало – нет у революции конца» поясняют ученикам об истории трех российских революций, сообщают причины и ход событий 24-26 октября 1917, рассказывают о первых декретах Советской власти. Здесь можно познакомиться с биографией Ленина и его соратников: Ф. Дзержинского и Л.Троцкого. На столах, покрытых красной тканью, почетные грамоты 30- 80-х годов наших родителей и дедов, документы советской поры (военный билет, трудовая книжка, комсомольский и профсоюзный билеты), значки, медали и денежные купюры советской эпохи с портретами Ленина, блок марок, посвященных вождю, с дарственной надписью нашей школе от делегата XXVIсъезда КПСС, Героя Социалистического труда, брянской ткачихи Борисовой В.Н., с которой мы с пионерами встречались в далекие 80-е годы - все эти предметы часть истории нашего государства.
За неделю было проведено несколько экскурсий, как для младших школьников, так и для старшеклассников. У читателей и посетителей школы может возникнуть закономерный вопрос: для чего все это? Объясняю: это событие ни в коем случае не является попыткой насаждения коммунистических идеалов или огульного восхищения революцией. Главная цель подобных инсталляций – обозначить историческое событие, обратить на него внимание детей и взрослых, по возможности, воссоздать атмосферу того времени, вызвать интерес к истории, наглядным воздействием на чувства. Как показала практика это не проходит бесследно. В этом году это уже третья тематическая инсталляция. Первая была связана с Международным Днем памяти жертв холокоста: колючая проволока с фотографиями детей сожженных в Освенциме, изготовленная в натуральную величину роба узников концлагерей, черное дерево смерти, с которого облетели сердца казненных людей - все это воздействовало на души детей, которые рыдали во время экскурсий. А с каким азартом и упорством ученики и учителя искали старые чемоданы, чтобы обозначить уходящую за колючую проволоку дорогу смерти! А как с замиранием сердца 27 января перед началом уроков в этом зале, где рассвет еле освещал контуры колючей проволоки, начальные классы провели проникновенные минуты памяти и зажгли поминальные свечи! После этих мероприятий мама одной ученицы позвонила учительнице и поведала, как дочь пересказала семье всю экскурсию, как это ее затронуло, и как она все время повторяла: «Как же они могли … эти фашисты »
Как и для всех людей, священным праздником для меня является 9 мая. Первую свою инсталляцию я осуществила к 70-летию Победы. Это был мой личный вклад, связанный с преклонением, перед поколением, тстоявшим свободу нашей Родины, значит и мою жизнь. Этот год не был исключением. Ко Дню Победы мы создали очередное творение, где были представлены найденные поисковиками отголоски военных боев, элементы военной формы, подлинный почтовый ящик полевой почты Ленинградского фронта, военные рации, бинокли и фотоаппарат. Акцент был сделан на подвиги юных героев, чьи портреты в объемных звездах выделялись на фоне всей выставки. Для учеников проводили здесь уроки мужества и экскурсии. Выставки к 9 мая вызывают особый интерес и активное посещение. Ребята с удовольствием прикасаются к истории и в прямом и в переносном смысле. На экране телевизора, установленном здесь же, смотрят на переменах или на классных часах видеоклипы по военным песням, подпевают актерам. С каждым годом увеличивается число родителей и детей, осознанно участвующих в походе Бессмертного полка по улицам Брянска.
Создание подобных выставок сближает учителей, детей и родителей. Это труд не одного человека. Моими главными помощниками последние годы были выпускники 2016 и 2017, особенно Аня Гуж, Наташа Камлева. Оформление требовало вырезания десятков букв для лозунгов и плакатов, затем наклеивание их на ткань, создание, например, десятков объемных журавлей и т.д. Без экспонатов любая выставка выглядит бледно. Большинство экспонатов для нашей музейной комнаты нам предоставили бывший выпускник еще восьмилетней Добрунской школы, ветеран службы в войсках связи А.М. Абраменков и родитель нашей ученицы, участник клуба реконструкций исторических событий С.В. Красильников. Лицей выражает им искреннюю признательность и благодарность. Педагогический коллектив также помогал мне в оформлении выставки: учителя начальных классов Т.Г. Дегтярева и Е.А.Исакова, учитель биологии М.Н. Пархимович. Учитель физики Миненко А.А. постоянно помогает оформлять наши праздничные мероприятия шарами.
Ничто на земле не проходит бесследно... И это так.
Во время осеннего лицейского похода мы проводили познавательные конкурсы, посвященные 100-летию революции, разучивали под гитару «Гренаду» и «Красный командир». Ребята 10-го класса знали, что я готовлю выставку к юбилею революции и это для меня важно. Как- то вечером в социальных сетях мой ученик Александр Прощенков, с которым мы ведем постоянные дискуссии об историческом прошлом и на уроке, и по переписке, спросил меня, что такое ВЛКСМ и могла ли эта организация выписывать грамоты ветеранам сельскохозяйственного труда? Я объяснила, что, возможно, этот человек был активным комсомольцем и, несмотря на возраст, продолжал участвовать в воспитании молодежи. Затем он спросил, была ли я комсомолкой, и получил утвердительный ответ.
Незадолго до выставки он подошел ко мне и сказал, что человечество еще не до конца изучило все измерения, в которых существует Земля. Возможно, что в одном из них моя мечта осуществилась, и я стала трактористкой. (Когда-то я рассказала на уроке, что хотела стать трактористкой, как Паша Ангелина). И вот сегодня в честь 100-летия Октябрьской революции администрация, партийный комитет и комитет комсомола совхоза «Культура» благодарят Вас, товарищ Быльева В.А. за многолетний и добросовестный труд и в связи со 100-летней годовщиной вручают грамоту «Ветерану сельскохозяйственного труда». Я была в восторге от задумки и оригинальности идеи, да и просто было приятно. Ведь, к сожалению, современные школьники действуют по шаблону и редко проявляют самостоятельную творческую инициативу. Спросила, откуда он знает, как подписывали грамоты в СССР. Ответ меня сразил. Парень объяснил, что списался с Владивостокским краеведческим музеем и ему переслали образец заполнения грамот того времени. Я пошутила о близости этого музея . Он ответил, что этот музей откликнулся первым.
После открытия выставки многие ребята стали разыскивать у своих родителей грамоты и значки, интересоваться их школьными годами и детскими организациями, в которых они состояли, сожалея о том, что их юность лишена таких коллективных сообществ.
На уроках я говорю, что в истории ничего не происходило просто так: ищите причины, анализируйте, делайте выводы, не пользуйтесь сомнительными сайтами интернета, где все подряд обливают грязью. В каждом событии были свои плюсы и минусы. Учитесь быть объективными. Об этом накануне юбилея революции сказал и Президент России В.В. Путин на заседании Совета по правам человека:
«Рассчитываю, что эта дата будет воспринята нашим обществом как подведение черты под драматическими событиями, которые разделили страну и народ, станет символом преодоления этого раскола, символом взаимного поощрения и принятия отечественной истории такой, какая она есть. С ее великими победами и трагическими страницами».
Быльева В.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"