Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Топ-200 сельских общеобразовательных организацийМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Лицей №1 Брянского района" Брянской области

Словарь основных понятий профориентации

 

Словарь основных понятий профориентации

Активность - способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношение к ней.

Банк вакансий – информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Востребованность профессии на рынке труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Должность – комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.

Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Карьера – субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперёд в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Конкуренция на рынке труда – наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Мастерство – высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Образовательные уровни (образовательные цензы) – 1) основное общее образование; 2) среднее общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.

Профессиональная ориентация – (от франц. orientation – установка) – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа её получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учётом потребности рынка труда.

Профессиональная пригодность – сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.

Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание – идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ её самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные склонности – избирательная направленность человека на определённую профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения.

Профессиональный план – обзор профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближних и дальних целей; пути, средства и условия достижения целей; запасные варианты и пути их достижения.

Профессия – вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определённой квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Рынок образовательных услуг – система услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению.

Рынок труда (рынок рабочей силы) – система, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.

Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.

Формы обучения – дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание – определение, построение цели. Обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Человеческие ресурсы – население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективность труда  показатель объёма труда, вложенного в организацию работником.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"