Педагогический проект «Живая школа» в действии
Сегодня, 23 сентября, у добрунских лицеистов и их преподавателей необычный день. Необычно тёплый для сентября (согласитесь, что 260С тепла – это поистине царский подарок осени) и тёплый с точки зрения атмосферы общения. Сегодня школа действительно живая. Это ещё одна ступень к познанию себя и мира, это путь к общению и совместному поиску, путь к развитию творческих способностей в каждом из её учеников.
На самом краю Добруни, у памятника природы «Добрунские склоны», в дубовой рощеесть замечательная поляна, на которой когда-то стояла пасека, а сегодня, как пчёлки, по ней снуют с одной образовательной станции на другую ученики 5 – 11 классов лицея. Ребятам предстоит испытать себя на 18 образовательных станциях, где они смогут показать свои знания и способности, умение работать в команде, импровизировать.
Перед тем, как отправиться в долгожданный осенний поход, мы, учителя-корреспонденты, поинтересовались у ребят, чего же они ждут от сегодняшнего дня и с каким настроением собираются в путь. И вот что мы услышали:
-Настроение отличное! Ждём веселья, новых впечатлений.
-Очень хочется побывать на природе в такой чудесный день, пообщаться с одноклассниками, а главное, обойти соперников по всем статьям!
-Мы за позитив! Любим отдых на свежем воздухе, поэтому сегодняшний поход – лучший способ показать, на что способны лицеисты!
В течение всего дня мы внимательно наблюдали за происходящим, брали интервью у школьников, их родителей, педагогов. Иногда увлекались так, что забывали о своих прямых корреспондентских обязанностях.
Директор лицея Г.Ф. Королёва напутствует учеников, желая всем успехов и побед. Итак, старт дан! Руководители станций замерли в ожидании первых участников, всё готово для проверки знаний и навыков пытливых лицеистов.
На станции «Краеведческий музей» (руководитель - учитель истории И.В. Изотов)каждый готов был отличиться, тем более что на кону, как минимум, была возможность блеснуть красноречием. Сочинить речёвку про родные пенаты. Прославить Добрунь в пространстве и во времени не жаждал только ленивый! И вот случай представился. Ребята скандировали: «Лучше в мире края нет, чем Добрунь! Вот наш ответ!», «Всем добрунцам шлём привет. Лучше в мире места нет!», «Добрунь родную берегите, свои победы ей дарите!».
Активность лицеистов росла прямопропорционально интересу к истории своего края. Пятиклассники Маркин Тимофей, Салаев Никита и Зубок Фёдор блестяще определили месторасположение памятников Брянщины и героев, которым они посвящены.
На станции «Политическая» (руководитель - учитель права А.Е.Заплаткин)Липовский Алексей из 8а класса с лёгкостью дал определение политике как искусству управления страной. По накалу дискуссия могла уступить разве что политшоу под руководством В. Жириновского. Ребята 10 – 11 классов показали отличное знание современной геополитики, им не приходилось лезть за словом в карман, что приятно удивило и вызвало уважение. Они рассуждали об обострении политических отношений с Сирией и Ираком.
На станции «Творческая», руководителем которой была учитель изобразительного искусства О.Н.Чалых, мы увидели старшеклассников в новом ракурсе. Искусство импровизации оказалось для них по-настоящему близким. С необыкновенной лёгкостью они перевоплощались в героев картин великих русских художников: И.И. Левитана, В.А. Серова, В. М. Васнецова, И. Е. Репина и других. Ольга Николаевна, оценивая участие ребят, была потрясена мастерством импровизации.
Лицеисты из среднего звена тоже не ударили в грязь лицом, замечательно справившись с творческим заданием.
Настоящей меккой для лицеистов стала станция «Литературная», хозяйкой которой по традиции является заведующая библиотекой Т.А.Корнющенкова. В её орбиту попадают и надолго не только юные читатели, но и любящие литературу тинэйджеры. Ребята стремились блеснуть познаниями в области литературы, и это у них получилось.Без труда пятачки помогали авторам найти свои произведения, а конкурс «Чёрный ящик» активизировал воображение юных читателей на все 100%.
Представители среднего звена, как из рога изобилия, сыпали пословицами и поговорками из прочитанных произведений, рассказывая о писателях, как о своих лучших друзьях.
Наибольший интерес вызвала литературная мозаика. Чем быстрее ребята стремились собрать пазлы, сложить картинку, тем тяжелее продвигалось дело. Не зря русская пословица гласит: «Поспешишь – людей насмешишь». Смеялись над собой и лицеисты!
В лесной лаборатории профессора кафедры экологии БГУ Лидии Николаевны Анищенко ребята определяли изменения в природе, вызванные вмешательством человека, а также способ размножения грибов.
Умения прекрасно ориентироваться в пространстве, измерять высоту холма, составлять план местности помогли ребятам легко справиться с заданиями на станциях: «Азимутальная», «Топографическое домино» и «Юный геодезист», руководителем которых по традиции была учитель географии Г. И. Михалева, сумевшая организовать и выполнение восьмиклассниками сразу трёх практических работ.
Настоящий ажиотаж вызвало на станции «Почвенная» умение учителя биологии М.Н. Пархимович научить лицеистов быстро и безошибочно брать пробы почвы лопаткой, определять состав, структуру и ее плотность. Ученики очень любят работать в сотрудничестве с учителем, ценят её за весёлый нрав и умение доступно объяснять даже самые сложные вопросы.
Совсем недавнов наш коллектив влилась учитель иностранного языка А.Д.Гулинян. Ей практически сразу удалось расположить к себе ребят, которые с удовольствием играли в «Весёлый английский». Удивило прекрасное владение языком и открытость молодого педагога. Надеемся, что она закрепится в нашем учебном заведении.
На станции «Исторический калейдоскоп» под руководством учителя истории А.П.Прищепребята с интересом участвовали в игре «Чиж», проявив свои умения и сноровку. Лицеисты не без труда определяли принадлежность герба к тому или иному району Брянщины.
Станция «Психологическая» под руководством педагога-психолога О.С. Курило едва не стала местом паломничества лицеистов. Получить правильный настрой, закалить дух перед испытаниями, научиться работать в группе, уметь слушать и слышать друг друга очень важно в коллективных играх.
Одним из самых зрелищных было задание на сплочение, единение. Представьте себе раскрывающийся бутон, где как лепесток к лепестку плечо друга, звучат признания в любви. Здесь же в парах пробуют изобразить весеннюю капель, включая все виды воздействия на зрителей и партнёров.
На станции «Водяная» (руководитель – учитель биологии А. В. Степаненко) лицеисты сравнивали по определённым характеристикам пробирки с речной и водопроводной водой, выясняли, какая вода наиболее пригодна для употребления в пищу.
А вот со станции «Песенно-игровая» (руководитель – учитель музыки Коробкова С.Н.) доносились стихи Гимна России и Гимна Лицея! Оказалось, что наши лицеисты – настоящие патриоты не только своей страны, но и малой родины!
Очень зрелищным для лицеистов на станции «Спортивная» под руководством учителя физкультуры К. М. Гуж оказалось задание участнику команды с закрытыми глазами собрать все кегли. Исполнителю с повязкой на глазах координаты не подсказывал только ленивый! Десятиклассница Крутик Лера выбрала нужную тактику: на коленях, активно работая руками, за 54 секунды сумела собрать весь спортивный урожай, став победительницей в данном виде соревнований.
Продемонстрировать свою готовность к походу с ночёвкой лицеисты могли на станции «Туристическая», где под руководством учителя технологии С.В.Дмитренка, изучив инструкции, по сигналу ребята приступили к сбору и установке палатки и розжигу костра. Скорость не должна была помешать качеству установки. Страсти кипели, и вот уже Авхач Максим, Баранова Настя и Крюкова Рита демонстрируют отличный результат. Умение работать в команде, взаимовыручка помогают ребятам быстро справляться с поставленной задачей.
Одной из самых популярных стала станция «Богатырские забавы» под руководством учителя физкультуры А.А. Глебкина. Поиграть мускулами, показать умение прицельно кинуть камеру на штырь, бросить мяч в центр круга, продемонстрировав точность броска. Получив инструкции, ребята с удвоенной силой стремятся не ударить в грязь лицом, показать, что и они не лыком шиты!
Конкурс на перетягивание каната – один из самых любимых не только у лицеистов, но и у педагогов. Вот уж где страсти накаляются до предела! Кажется, что канат из пеньки просто лопнет, не выдержав напора. Чем веселее участникам, тем ярче эмоции у зрителей и болельщиков.
Мы думаем, что организация мероприятия «Живая школа» станет ещё одной лицейской традицией, объединяющим началом, скрепляющим личность и коллектив любимого лицея!
Кудактина И.М., Дубова А.В.,
учителя русского языка и литературы
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
Интервью с участниками похода
Учителя-корреспонденты И.М. Кудактина и А.В. Дубова
К полудню, по окончании всех интеллектуальных и спортивных испытаний, после вкусного обеда, приготовленного на костре, мы решили продолжить опрос участников мероприятия и выяснить, удался ли поход, что им больше всего запомнилось и понравилось.
- Настроение превосходное! Всё задуманное реализовали на 100%. Очень хотелось бы повторить, но только с ночёвкой и с привлечением родителей, которые, участвуя в конкурсах, стали бы личным примером для своих детей (психолог О.С.Курило).
- Я не ожидала, что наши дети так легко смогут импровизировать. Ожившие картины русских художников не оставили никого равнодушными. Особенно покорили ученики 5в класса, где в роли Волка под Царевичем в картине В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» выступал пёс Байкал. Одиннадцатиклассники живо представили репродукцию В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»(учитель изобразительного искусства О.Н. Чалых).
- Мы победили в соревновании по перетягиванию каната! Эмоции переполняют! Мы – лучшие! (учащиеся 7а класса и кл. рук.О.С. Полякова).
- Всё очень хорошо организовано. Ощутила заряд энергии от соприкосновения с природой. Сегодня здесь, в лесу, на поляне, реализовалась практическая часть учебной программы. Данное мероприятие имело научно-практическую направленность. И у нас всё получилось! (зам. директора по УВР Е.Н. Козина).
- Мы немного устали от долгого пути, но это была приятная усталость. Большую помощь в организации похода оказали родители: разводили костёр, жарили хлеб, сало, сосиски, помогали накрывать на стол. Больше всего запомнился мастер-класс, который продемонстрировала молодой педагог немецкого языка С.А.Федорцова. Учитель показала, как печётся немецкий хлеб на костре. Мы с большим удовольствием съели этот хлеб во время обеда! (учащиеся 5а класса и кл. рук.А. В. Тарасова).
- Нас переполняют положительные эмоции! Мы весело провели время! Больше всего нам понравилась «Психологическая» станция, где мы признавались друг другу в любви! (учащиеся 6а класса и кл. рук.Т.И. Кочергина).
- Мы дружно выступили на музыкальной станции: пели Гимн России, Гимн Лицея, зажигательно танцевали. Неожиданностью для нас стало выступление Сергея Посконного, который блестяще исполнил лезгинку. В соревновании по перетягиванию каната нам не было равных! (учащиеся 11класса и кл. рук.Р.П. Ячменева).
- В таких мероприятиях чувствуется командный дух. Хотим отметить, что мы, десятиклассники, будучи руководителями на станциях: «Азимутальная», «Топографическое домино» и «Юный геодезист» - оказались самыми требовательными и неподкупными! Приз зрительских симпатий в нашем классе получила Крутик Лера, которая,не боясь испачкаться,с закрытыми глазами, на коленях, собрала все кегли, разбросанные на специально отведённой поляне, за 54секунды. Мы с удовольствием будем ходить в походы, но только в компании нашей классной мамы – Антонины Александровны Дуниной (учащиеся 10 класса и кл. рук.А. А. Дунина).
Некоторые родители лицеистов с большим удовольствием отправились в поход со своими детьми. Мы решили поинтересоваться, понравилась ли им наша осенняя экспедиция:
- Очень понравилась, - в один голос сказали родители учениц 7в класса Бирюлиной В. и Лосевой С.. Мы не представляем себя без детей, поэтому всегда готовы их поддержать!
- Вы путешествовали вместе с детьми по станциям. Какая станция Вам понравилась больше всего и почему?
- Все станции были очень интересные. Но в полном восхищении пребываем от станции «Юный геодезист». Открыли для себя много нового!
- Какая станция показалась Вам самой сложной?
- Конечно же, «Перетягивание каната». Здесь, как нигде, мы болели за наших детей, не хотели отдавать победу другому классу. И у нас всё получилось!
-Какие пожелания Вы хотели бы оставить относительно организации такого мероприятия?
-Надеемся, что такие походы станут доброй традицией нашего лицея. А мы, в свою очередь, с большим удовольствием будем поддерживать её!