XV юбилейный форум авторских и образовательных проектов "Моя страна - моя Россия"
В последнее время образовательное пространство России насыщено конкурсами, которые помогают раскрывать не только творческий потенциал участников и их наставников в разных областях социальной сферы, но и отбирать нетривиальные идеи, реализовывать кратко- и долгосрочные проекты по преобразованию мест малой Родины, намечать и решать экологические проблемы, создавать живую летопись современной страны.
В рамках международного экономического форума, прошедшего в мае в Санкт-Петербурге, был организован XV юбилейный форум авторских и образовательных проектов «Моя страна – моя Россия». в котором успешно дебютировала работа молодых брянских авторов. На конкурсе было представлено огромное число работ участников – в заочном туре более 7000 работ, в очном 251 работа из 89 регионов Российской Федерации. Это говорит о популярности социальных проектов и главное, необходимости разработок в сфере образования и просвещения. Цель этого Всероссийского конкурса определена приоритетной политикой развития российского образования, в частности поддержания одарённой и талантливой молодёжи с активной жизненной позицией.
Социальный проект «Родники Брянщины – родники России», представленный коллективом МБОУ «Лицей № 1 Брянского района», прошел трёхлетнюю апробацию, сбор базовых данных об огромном культурном, экологическом достоянии населения в староосвоенном регионе – Брянской области: элементы работы представлялись на Всероссийском Водном конкурсе, межрегиональном конкурсе культурных проектов «Моя малая Родина».
В очном этапе Всероссийского проекта «Моя страна – моя Россия» информацию о нашем водном богатстве представляла ученица 10 класса Яшелина Валерия, яркое, эмоционально насыщенное и находчивое выступление которой позволило ей стать победителем (диплом 3 степени) в самой многочисленной секции «Моя страна». Эта высокая оценка совместной деятельности по изучению выходов подземных вод, увековечиванию сведений о религиозно-культовом значении родников Брянской и, возможно в дальнейшем, Смоленской, Калужской и Орловской областей всеми независимыми экспертами жюри говорит о прикладной направленности и социальной востребованности заявленных проектных положений.
Многолетний труд по экологическому исследованию природного богатства нашей местности – родников, позволит внести дополнения в Водный кадастр, инвентаризировать родники, составив их паспорта, создать базу для экологического мониторинга, реализовав положения из посланий Президента страны по экологической политике государства, главное – сохранить элементы национального богатства и культуры, традиций.
Изюминка победившего проекта – возможность объединения молодёжного потенциала, органов местного самоуправления, брянского бизнес-сообщества для облагораживания родников, развития потенциала рекреационных родниковых урочищ, в том числе и продвижения идеи самоокупаемого экологического туризма в староосвоенном регионе.
Образовательный эффект проекта «Родники Брянщины – родники России» также несомненен: для его выполнения и дальнейшего осуществления будут востребованы экологические, биолого-химические, краеведческие знания, на основе которых будет осуществляться прикладная деятельность без ущерба для состояния окружающей среды.
Такой успех в дебюте на Всероссийском конкуре проектов и разработок школьников Брянского района был обеспечен поддержкой дирекции Лицея Брянского района, главы местной администрации.
Главный итог – формирование у учащейся молодёжи гражданской идентичности, ответственной и активной позиции в решении местных проблем, в том числе и экологической направленности как самых востребованных в программе укрепления целостности России.
Надеемся, что победившему проекту будет оказано сопровождение и с позиции правительства области, средств массовой информации, а опыт будет полезен всем молодёжным организациям для системной работы в области просвещения, сохранения исторической памяти, духовного развития.
Анищенко Л.Н.,
учитель биологии МБОУ "Лицей №1 Брянского района"